Любому государственному или коммерческому учреждению необходимо использовать новейшие технические средства (компьютеры, оргтехнику, фото- и киноаппаратуру, осветительные приборы, звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру и т. д.). Со временем они могут прийти в негодность, устареть или перестать быть рентабельными, поэтому их необходимо списать. Какие шаги необходимо предпринять для осуществления этой процедуры? Какие документы необходимы для оформления? Как операции по ликвидации и утилизации оборудования отражаются в бухгалтерском учете?
Последовательность действий при списании техники
Прежде чем списать и отдать технику на утилизацию, которую невозможно или нецелесообразно использовать, необходимо провести ряд мероприятий.
Ликвидационная комиссия должна принять решение о вывозе оборудования, при необходимости согласовать его с органом управления в соответствии с действующим законодательством, зафиксировать списание, демонтировать и/или утилизировать его, получить запасные части, пригодные для дальнейшего использования, приобрести комплектующие и сегменты, содержащие драгоценные металлы и металлолом, передать комплектующие с драгоценными металлами в плавильную фирму, а металлолом — в специализированную организацию. Кроме того, отразите доходы от продажи драгоценных металлов и металлолома.
Остановимся на этих мероприятиях более подробно.
Подготовка и принятие решения о списании техники
Списание федерального имущества государственными федеральными учреждениями производится в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.
Региональные и местные чиновники, а также представители органов местного самоуправления отвечают за разработку процедур, соответствующих положениям Постановления № 834. Для определения целесообразности и эффективности дальнейшего использования технических средств, оформления документации по снятию их с учета по указанию руководителя учреждения создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии входят заместитель руководителя (председатель), руководители соответствующих подразделений, специалисты экономической и технической служб, а также другие соответствующие работники.
В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты (п. 7 Положения № 834).
В компетенцию ликвидационной комиссии входит:
Проведение оценки списываемого оборудования с учетом записей в бухгалтерских, технических и иных документах; оценка его пригодности к дальнейшему использованию, возможности и эффективности восстановления;
Расследование причин списания (физический и моральный износ, нарушение сроков содержания или эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и другие катастрофы, длительное неиспользование в управленческих целях и другие факторы, приведшие к списанию имущества);
Выявление лиц, виновных в преждевременном выбытии имущества вследствие нарушения технологических режимов эксплуатации, преступной халатности или бесхозяйственности;
Предложение способов привлечения этих лиц к ответственности в соответствии с требованиями действующего законодательства;
Составление акта о списании оборудования, а также подготовка пакета документов для согласования списания по перечню, утвержденному вышестоящим органом, осуществляющим надзор за учреждением.
Присутствующие на заседании члены комиссии проголосовали и утвердили списание имущества путем подписания акта о списании (п. 9 Положения № 834). Данное решение соответствует Приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н и будет оформлено актом о списании нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Кроме того, оно будет отражено в бухгалтерском учете после утверждения руководителем учреждения, либо после согласования с вышестоящим органом (учредителем) в соответствии с действующим законодательством.
Согласование списания техники
Присутствующие на заседании члены комиссии проголосовали и утвердили списание имущества путем подписания акта о списании (п. 9 Положения № 834). Данное решение соответствует Приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н и будет оформлено актом о списании нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Кроме того, оно будет отражено в бухгалтерском учете после утверждения руководителем учреждения, либо после согласования с вышестоящим органом (учредителем) в соответствии с действующим законодательством.
Министерство культуры в двух приказах (№ 613 от 10.06.2020 и № 1834 от 27.11.2019) изложило регламент согласования решения о списании федерального имущества, а также перечень документов, которые необходимо для этого представить. Вся документация должна быть заверена уполномоченным представителем с четкими и расшифровываемыми оттисками печатей и штампов, а также подписями. Процесс рассмотрения не должен занимать более 30 дней, за исключением ситуаций, требующих дополнительной проверки или изучения документов. Важно отметить, что любые действия по разборке, демонтажу, снятию деталей, узлов, пригодных для использования, уничтожению или утилизации имущества не должны производиться до утверждения акта списания в соответствии с установленными правилами.
Отражение в учете списания техники
В соответствии с пп. 7 и 8 СГС технические средства, отвечающие критериям признания их основными средствами, могут быть приняты на баланс учреждения по счету 0 101 04 000 «Машины и оборудование» или на забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации», если их стоимость не превышает 10 000 рублей.
Кроме того, при списании основного средства с баланса необходимо также списать соответствующие суммы накопленных амортизационных отчислений и убытков от обесценения (если таковые имеются) в соответствии с п. 51 Инструкции № 157н. Кроме того, при выбытии объекта основных средств необходимо сделать запись в его инвентарной карточке (форма 0504031 или форма 0504032) на основании акта о списании нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104).
В соответствии с п. 335 Инструкции № 157н активы, списанные в связи с физическим износом, моральным износом или невозможностью дальнейшего использования, должны учитываться на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» по условной стоимости один рубль за объект. После завершения работ по демонтажу (утилизации или уничтожению) выбытие с этого счета оформляется соответствующей сопроводительной документацией.
Оборудование, подлежащее демонтажу (утилизации или уничтожению), должно учитываться на забалансовом счете 02 до окончания работ по демонтажу и списания актива либо с 0 101 04 000, либо с 21-го счета баланса.
Разборка и утилизация техники
После снятия оборудования с учета комиссия учреждения оценивает, какие составные части, сегменты и материалы выбывших основных средств могут быть использованы в его деятельности (в налоговых целях), утилизированы или проданы отдельно. Разборка (деконструкция) технических средств с целью извлечения из них деталей и частей, в том числе содержащих ценные металлы, может производиться как самим учреждением, так и специализированной фирмой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если отдельные части оборудования содержат редкие и драгоценные металлы (золото, платину и т. д.), то комиссия должна гарантировать их изъятие, определение веса и доставку на соответствующие склады.
Обратите внимание: В соответствии с Федеральным законом № 41-ФЗ необходимо соблюдать требования к учету и хранению лома и отходов драгоценных металлов. Положение о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также порядок учета, хранения и отчетности при их производстве, использовании и обращении установлены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 во взаимосвязи с приказом Минфина от 09.12.2016 № 231н соответственно.
Расходы учреждения на утилизацию техники
Расходы по демонтажу и утилизации оборудования следует относить на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» или подпункт 226 «Прочие работы, услуги» КОГГУ в зависимости от вида договора — п. 10.2.5 или 10.2.6 Порядка № 209н соответственно.
Казенные учреждения могут использовать подпункты 48.2.2.4.2, 48.2.4.6 Порядка № 85н в сочетании с КВР 244 «Иные закупки товаров, работ и услуг» для закупки товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий или для создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем (КВР 242 и 246).
Утилизация оргтехники, утилизация оборудования в Новосибирске
Утилизация оргтехники в Новосибирске и переработка оборудования с драгметаллами - больше не станут для вашего предприятия головной болью! Мы берем весь процесс утилизации и списания техники под свой контроль!
ООО «Золотой Клондайк-78» оказывает услуги предприятиям и организациям в утилизации списанной техники, осуществляет первичную обработку электронного оборудования и техники (лома и отходов), содержащих драгоценные металлы, готовит концентрат для аффинажных предприятий.
На видео: Алексей Немов, генеральный директор компании ООО «Золотой Клондайк-78» рассказывает о компании.
Отправьте нам заявку на звонок по вопросам утилизации техники для компаний и ИП. Консультацию по утилизации и расчет услуг предоставим в ближайшее рабочее время.